Экономическая концепция Кейнса и некоторых его известных последователей о том, что дефицит, созданный финансово-бюджетной политикой в период спада, может быть возмещен дополнительными налогами, полученными от экономики полной занятости, никогда в действительности не была подвергнута практической проверке.
Вторая мировая война, война в Корее и Вьетнаме, продолжительная «холодная война» сделали невозможным применение мер финансово-бюджетной политики, в которой дефициты в период спада возмещаются дополнительным объемом национального дохода в условиях полной занятости.
«Общая теория» страдает от того же излишнего упрощения, которое сделало классическую политическую экономию едва ли не устаревшей.
Структура экономики и рынка, а также все другие человеческие факторы и общественные отношения исключены из анализа, которые, как предполагают, устанавливают причины таких экономических болезней, как инфляция и безработица.
В результате политика, которую традиционные и кейнсианские экономисты предлагают для борьбы с ними, страдает от серьезных дефектов.
Кейнс видел изъяны в доктрине классической политической экономии, но он свято верил в капиталистическую систему и брал под сомнение утопическую мечту, но был убежден в том, что эта система не могла бы выжить без вмешательства государства.
В какой мере утопическая мечта экономистов классической политической экономии и философов утилитарной школы пережила двухсотлетнюю годовщину «Богатства народов» (1976 г.)?
Третья часть населения мира пытается идти совершенно другим путем экономического развития.
Китай избрал дорогу коммунизма, минуя капиталистическую стадию, которая, согласно Марксу, является необходимой предпосылкой для этого перехода. (На самом деле ни в бывшем Советском Союзе, ни в Китае не было и нет коммунизма, как его определял Маркс.)
Многие государства «третьего мира», на которые приходится около половины населения земного шара, внимательно приглядываются как к социалистическим, так и к капиталистически странам. Путь, который они в конечном счете изберут, трудно предсказать.
Насколько жизнеспособной оказалась утопическая мечта в капиталистических странах, отличающихся значительным уровнем экономического развития?
Концентрация капитала и мощные профсоюзы коренным образом изменили политику невмешательства государства в экономику.
Экономическая односторонность, империализм и война изменили природу свободной торговли, которую экономисты классической школы рассматривали как предпосылку для мира и процветания.
Была ли утопическая мечта похоронена злыми и корыстолюбивыми людьми и государствами или этому существует другое объяснение?
Для наиболее правоверных перемены всегда рассматриваются как признак слабости и нежелания принести необходимые жертвы за мечту, которая была жива в прошлом.
Ответ на этот вопрос представляется важным, потому что без ответа на него прошлое не может бросить свет на будущее.
Корыстолюбие действительно являлось одним из факторов при переходе от капитализма эпохи свободной конкуренции к крупному корпоративному капитализму.
Однако лишь наука и технология с помощью корыстолюбия сделали возможным осуществить скачок от капитализма Адама Смита к капитализму Джона Д. Рокфеллера.
Промышленная революция не уместилась в здании, которое построил Адам Смит.
Вера может иметь ужасные последствия. Те, кто на самом деле верит в классический свободный рынок, считают изменения, пришедшие к его ликвидации, «отклонениями», которые не являются настолько принципиальными, чтобы сделать необходимой модификацию предпосылок и выводов.
В результате экономическая политика, предназначенная для решения экономических проблем, часто имеет малый эффект или не имеет никакого, а иногда только усугубляет эти проблемы.
Рекомендуем к чтению: области использования суброгации в страховании
Обсуждение закрыто.